Фотосайт - фотографии автора сайта
| HOME | НОВЫЕ ФОТО (RSS) | ЛЕНТА | ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ | ГАЛЕРЕИ ФОТОГРАФИЙ | КАТЕГОРИИ | ОБОИ ДЛЯ РАБОЧЕГО СТОЛА | ONLINE | TAGS | КАЛЕНДАРЬ | NEW VISION |
| Фотоновости | Статьи о фототехнике | Комментарии | Голосования | Поиск | Чем снимаю | Новости | Ссылки | Каталог | Стихи | Оценки | Популярное | Хранители экрана | Гостевая | Карта сайта | Контакты |

Андрей Гордеев: Дорогому Сан Санычу посвящается

...Андрей Гордеев опубликовал у себя в Живом Журнале этот рассказ.
Его рассказ о величайшем фотографе, о прекрасном человеке, которого теперь нет с нами - Александре Слюсареве. Когда я прочитал его рассказ, мне хотелось подписаться под каждым словом. Я читал и говорил про себя, да, да... да.... да!

Я знал Сан Саныча наверно с момента своего рождения. Наши семьи дружили, мы периодически ходили друг к другу в гости, и в те времена я называл его дядей Сашей. Дядя Саша был необычный дядя. Помимо выдающихся усов и лысины у него была медленная глубокая речь, он фотографировал какие-то непонятности, любил джаз и выпить. И всегда носил рубашки.
Когда они с моим папой встречались, их невозможно было оторвать от полок с кассетами и разговоров о всяких там аудиосистемах и кто когда записал какой альбом.

Мне говорили, что дядя Саша - крутой фотограф, но я совершенно не втыкал в его работы. Они были непонятны, они были не отсюда. Тогда мне еще нравилась обычная "красивая" фотография.
А в юности все поменялось. Я столкнулся с авангардной музыкой, и она изменила мои вкусы, визуальные в том числе. Я сам начал снимать непонятности.
Когда я снял очередную непонятную хренотню, мама посмотрела и сказала, что если кто-то в таком разбирается, то это Слюсарев. Я начал воспринимать его как-то по-другому.

В 2002 году дядя Саша пригласил нас с папой на открытие своей выставки в МДФ (тогда еще на Остоженке), и мы пошли.
Именно тогда я открыл для себя Слюсарева-фотографа. Видимо, дозрел до этого.
Я был поражен.
На снимках не было ничего примечательного, но - это было открытие целого нового мира. В этих чайничках на подоконнике было больше жизни и осмысленности, чем в людях, их разглядывающих...
Тогда я понял, что фотография может быть волшебством. Она может менять людей. Как это делается - неизвестно, но это делается.

В 25 у меня появилась первая хорошая камера, и я всерьез решил заняться фотографией. В какой-то момент пришло понимание, что аппаратура не делает хороших картинок, дело в чем-то еще. Подвернулась книга Лапина, и я начал потихоньку врубаться в композицию. Ирония состоит в том, что при всей нелюбви Слюсарева к Лапину, именно Лапин помог мне открыть Слюсарева. Благодаря Лапину я смог увидеть бездну в фотографии СанСаныча. Такую бездну, которую не видел больше нигде. Потрясающую тонкость, сложнейшую и совершенную композицию, при этом не формальную, а живую, настоящую, неотделимую от смысла и энергетики, и совершенно ни на что не похожую.

Когда я уже обзавелся цифровой камерой и наснимал порядочное количество фотографий, возникла потребность кому-то их показать. Конечно же, я позвонил дяде Саше и напросился в гости.
Дядя Саша был не в духе. Когда я попросил его посмотреть мои снимки, он рассказал историю, как сам в юности позвонил Гринбергу с подобной просьбой, на что получил ответ типа "мне твои снимки на хрен не уперлись". Намек я понял, но сдаваться был не намерен.
И начался просмотр, сопровождаемый комментариями:
Говно. Говно. Полная хуйня. Говно. Это сотри и никому не показывай. Нууу... вот это ничего. Говно. Говно. О! Хорошо! Говно. Говно. Хуйня полнейшая. Почему все такое пурпурное? Неплохо. Говно. Много еще осталось? Говно.
И так далее.
Это было тяжело. Хоть я и шел не за похвалой, а за честной оценкой, к такому я не был готов. Это была самая жесткая и самая ценная критика в моей жизни - очищение огнем. Я тогда не понял критериев его выбора, они сильно отличались от моих. Он ничего не сказал по сути, ему что-то понравилось. Но понравилось не так, как я себе представлял. Он увидел что-то совсем не то, что видел я. И я не знаю, каким образом, но это дало мне больше понимания, знания и чувства, чем все прочитанное, увиденное и услышанное до этого. Это произошло само собой, невербально и бессознательно.
Тогда же он сказал: "Будет лучше, если ты будешь называть меня "СанСаныч" ". Вот так он превратился в СанСаныча и для меня тоже.
Мы еще долго сидели, разговаривая о разных вещах, разглядывали его фотографии. Они были удивительные. Недосягаемые. Настоящие. Тяжелые. Красивые. Он был в них. Он говорил ими.
Когда я вышел на улицу, я почувствовал, что что-то кардинально изменилось. Я стал видеть по-другому. СанСаныч запустил во мне какие-то процессы, заразил меня каким-то другим виденьем. И меня распирало от того, что я чувствую, что вижу, от открывающегося нового мира, новой жизни.

После этой встречи изменились не только мои снимки, но и я сам.
Следующая наша встреча прошла совсем по-другому. Я готовился к худшему, но - СанСаныч был в прекрасном расположении духа, и с того момента начался полет души.

СанСаныч был удивительным. Сложный, непонятный, бескомпримиссный, непосредственный, искренний, знающий, чувствующий, мудрый - добрый волшебник.
Его фотографии - как музыка John‘a Zorn‘a - красивы скрытой для обывателя внутренней красотой, тяжелы для восприятия, самостоятельны, их нельзя смотреть в фоновом режиме, иногда они подавляют, заставляют себя ненавидеть, иногда остаются наглухо закрытыми. Нужно приложить усилие, совершить внутреннюю работу, чтобы они открылись и впустили тебя. Надо отдаться им, чтобы они отдались тебе. Но вот когда (или если?) это происходит, вот тогда ты попадаешь в иной мир.
Меня не уносило ни от чьих фотографий так, как от работ СанСаныча. Кажется, он никогда не переставал удивляться этому миру, всегда мог найти что-то новое и неизведанное прям под ногами, куда смотрели все, но никто не видел.
Он не занимался фотографией, он жил ей. Он был проводником чего-то оттуда к нам сюда, и рад был бы поделиться этой проводимостью... Он застявлял думать, видеть и чувствовать, объяснял парадоксально, но так, что становилось понятно; не опускался до разбора по косточкам, говоря только самое главное.
Он часто говорил о том, что бывает так, будто снимаешь не ты, а Кто-то другой.
Боюсь даже представить, каким одиноким должен быть человек его таланта в этом мире...

Меня поражало, как СанСаныч открыт для общения, доброжелателен, бескорыстен и непредвзят. Поражало, как он, осознавая свою высоту, никогда не использовал ее против кого-то. Даже ругая кого-то, он делал это честно и беззлобно.
Удивительно, как уже в зрелом возрасте он начал снимать другие вещи и по-другому.
Цифра открыла для него новые возможности, и он как ребенок играл с ней, изучал ее, не заботясь об общественном мнении. Он знал, что он делает и зачем. Переживал только, что это на фиг никому не нужно...
Нужно, СанСаныч, нужно!

Последний раз я приезжал к нему в гости учиться. Мы договаривались об этом, и я рассчитывал на какой-то курс, что ли... Но этого не произошло. СанСаныч сказал: "Ну, спрашивай". А спрашивать оказалось так много всего, и так мало конкретного... Я растерялся. Он не хотел говорить сам. Мне удалось вытянуть из него что-то очень общее, расплывчатое, но - наверно, самое главное. Он говорил про свой путь.
Сложно описать, как это произошло, но ощущение у меня такое, что СанСаныч этим разговором поставил мне какие-то жесткие требования, обязал меня к чему-то. В очередной раз изменил что-то во мне.

Последний раз мы виделись на открытии его выставки в МуАре 23-го марта. Выставка меня потрясла. При том, что я видел многие снимки, восприятие, как оказалось, совсем не притупилось - наоборот.

...После выставки мы стояли с СанСанычем, Александром Гроуссом, Яшей "Веткиным" и одним моим приятелем возле Библиотеки им. Ленина (одно из любимых мест СанСаныча), поздравляли СанСаныча с выставкой, разговаривали о фотографии и о том, о сем, и вдруг СанСаныч сказал:
"Вот мы тут стоим (перечислил нас поименно) - запомните этот момент. Это исторический момент. Знаете, что такое исторический момент? Это момент, который никогда не повторится".
Мы стали возражать, что нет, повторится, и не один раз, но... Было ощущение, что СанСаныч прав. Такого больше не будет. И он в самом деле оказался прав. В который раз.
Тогда он сказал еще, что ему неинтересно больше снимать, потому что он снял все, что мог. И снял столько всего, что хватит на сотни других.
У него уже было решение.

Вот таким я видел его в последний раз. Странно, что у меня нет его портретов. Этот, пожалуй, единственный. Да и то не портрет, по сути.

Это счастье, что мы знали СанСаныча.
Он был и остается ледоколом, прокладывающим путь.
Он остается с нами, со мной лично. Навсегда. Его фотографии, его слова изменили многих. Каждый раз при определенной погоде я и многие другие будем видеть тот самый "слюсаревский" свет, его тени, его отражения, видеть и вспоминать с благодарностью. Он не учил нас, но мы учились и будем учиться у него.

СанСаныч нес огромную ответственность.
Парни, скоро эта ответственность переползет на нас.
Еще одно поколение - и дальше уже мы.
Среди нас нет таких богатырей, как СанСаныч, но и с нас будет спрос.
Мы находимся на прямом участке пути, резкие повороты и развилки были до нас и, возможно, будут после нас. Но мы должны - пройти этот линейный путь. Без него невозможна следующая развилка.

Он ушел, оставив нас наедине с самими собой, как бы говоря: "А дальше - сами".
Попробуем не облажаться.

Спасибо вам, дорогой СанСаныч!

Источник: Дневник фотографа Андрея Гордеева

Все статьи

КрягоВокзал.Про ЗолушкуОсень в городеПро сомненияСтражНочной ЁжЧерный берег, Белый берегЗакат над театром советской армииНа столбеГород имени Серго ОрджоникидзеВ лесу у болотаНивы сжаты, рощи голы...
Комментарии:  Добавить комментарий
К данному разделу нет комментариев
Facebook ВКонтакте
Произведение искусства
Фотография бывает разной, очень разной. Поэтому те редкие шедевры, которые рождаются внутри нее, иногда выходят за рамки фотографии как средства документирования, передачи информации или даже творчества. Это «просто» произведения искусства, равные по силе шедеврам графики или живописи, у нас нет другого названия для подобных творений человека и природы.
Мнение о shunk.ru
Приятный сайтик
Неприятный сайтик
Проголосую и закрою
Расскажу другу
Другое мнение
Голосовать
Посмотреть результаты
01.06.11 Canon EOS 1D Mark II (LE)
31.01.11 Календарь CSN
08.04.10 Фотовыставка в Рояль Кафе
28.12.09 Календарь сайта shunk.ru на 2010
16.09.09 Фото выставка ищет спонсора
07.09.09 First PhotoBook
30.07.09 Победа в экспресс-конкурсе photoawards.ru
23.11.10 Детские рисунки...
08.09.09 Воровство фотографий. Суд.
03.02.09 Фотограф Лилия Корнели
16.01.09 Книги о фотографии и о фотографах
14.01.09 Фотограф Ralph Gibson
26.07.08 Фотоблоги интересных людей
25.12.07 Мега фотоаппарат
Владимир: Машины вытесняют людей. Люди тоже вытесняют людей. Машину времени будет слушать снегоуборочная машина. Живая музыка "ни для кого". Но соло гитара ... сильнейшая тема. Сравню только с финалом Отеля Калифорния. И темы перекликаются, кстати. Категорию здесь не подобрать. Сюрово-здорово.
Ariel: Наше счастье в наших руках.
Руслан: Странно, а в нескольких местах читал, что при съемке в условиях недостаточноней освещенности, ночью, со штатива стабилизатор нужно отключать.
Эниг-Ма: непричёсанные облака
Эниг-Ма: Техногенный посох
Эниг-Ма: Нелюбовь
Эниг-Ма: "сердешный" лист
Эниг-Ма: Форма имеет значение
Поиск по сайту:
Подписка Subscribe.Ru
Фотографии с сайта Shunk.ru
просто3 фон16 чёрно2 панасоник8 сербор3 близнецы2 красное море2 гусеница13 студийная4 голубое5
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru службы мониторинга серверов
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Партнеры

| © 2004-2011 Shunk.ru - PhotoSite Foto | Developed: Esquisse Design | Фотографий на сайте: 5088 | | sql: 8 | Time: 0.033769 | | PDA версия сайта | О проекте | Контакты | Карта сайта |
| Увлажнители воздуха Интернет Магазин |
| © Все права на представленные здесь фотографии принадлежат их автору. Использование фотографий без разрешения автора не допускается. |