История семьи Третьяковых (1774 – 1898)
Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода, который жил в Малоярославце. Можно было бы составить подробную родословную знаменитого собирателя, если бы при отступлении Наполеоновской армии в 1812 году не сгорели архивы города.
В Москве предки Павла Третьякова обосновались в 1774 году.
Михаил Захарович, отец собирателя, проявлял в торговле большую энергию и способности. В 1831 году Михаил Захарович женился на Александре Даниловне Борисовой, дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию. Поначалу отец считал брак дочери неравным, но время показало, что зять Данилы Борисова оказался весьма деловым и удачливым. В 1832 у молодых родился первенец – Павел Михайлович Третьяков.
Ещё подростком Павел сделался помощником отца, вместе с младшим братом Сергеем исполнял обязанности "мальчика при лавке". Они помогали приказчикам, бегали по поручениям, выносили помои.
Михаил Захарович был человеком слабого здоровья и умер в 1850 году в возрасте сорока девяти лет. Жене Александре Даниловне следовало по завещанию ведать всеми делами до достижения 25-летия младшего из сыновей – Сергея, "дочерей держать при себе и по исполнении возраста выдать их замуж по своему усмотрению, а сыновей Павла и Сергея до совершеннолетия воспитывать, не отстранять от торговли и от своего сословия [...] и прилично образовывать".
В 1852 году, ввиду приближающейся свадьбы сестры Елизаветы Михайловны и старшего приказчика Владимира Дмитриевича Коншина, братья решили приобрести жилье – дом с большим двором и садом в приходе Николая Чудотворца, что в Толмачах. Молодые поселились внизу в двух комнатах с окнами в сад. Рядом с ними устроились братья. Сестра Софья с матерью заняли две комнаты в бельэтаже, а маленькая сестренка Надежда с гувернанткой жили в антресолях.
После смерти мужа Александра Даниловна считалась "временно" купчихой второй гильдии и сдала дело сыновьям в 1859 году. Они взяли себе в компаньоны мужа сестры Елизаветы, и в 1860 году появился "Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве, на Ильинке, против Биржи, д[ом] Иосифского монастыря".
К концу жизни купец первой гильдии Павел Третьяков владел не только этим магазином на Ильинке, но и имел льнопрядильную фабрику в Костроме, которая отличалась весьма высоким уровнем технического оснащения.
В 1865 году Павел Михайлович женился на Вере Николаевне, урожденной Мамонтовой. Она приходилась двоюродной сестрой хлебосольному хозяину подмосковного Абрамцева Савве Ивановичу Мамонтову и двоюродной тетушкой Вере Мамонтовой, ставшей моделью для картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (1887).
Отношения в семье складывались счастливо, все дети дружили между собой. Старшие Вера и Саша были погодками, потом шли Люба и Миша, позднее, через четыре года после Миши, родилась Маша, а за ней последний – Ванечка, всеобщий любимец. Увы, Миша родился больным и не был дееспособным. Большое горе обрушилось на семью в 1887 году, когда за три дня от скарлатины, осложненной менингитом, умер восьмилетний Ваня.
Родители предпочли дать дочерям домашнее образование. Отец был для девочек примером трудолюбия, развивал вкус к хорошей живописи, а Вера Николаевна наградила дочерей своей музыкальной одаренностью. В зале стояли два концертных рояля фирмы "Бехштейн". Вера, Саша, Люба и Маша постоянно занимались музыкой, но особенно способной была Вера. Друг семьи Петр Ильич Чайковский даже советовал Вере поступать в консерваторию, но отец, будучи сторонником строгого воспитания, не позволил этого сделать.
В доме Третьяковых бывали И.С. Тургенев, композиторы Н.Г. Рубинштейн и П.И. Чайковский, художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, И.Н. Крамской. С некоторыми из них семья была в родстве: брат П.И. Чайковского Анатолий был женат на племяннице Павла Михайловича; жена художника В.Д. Поленова, Н.В. Якунчикова, приходилась племянницей Вере Николаевне.
В октябре 1867 года Вера Николаевна приняла от Городской думы попечительство над Пятницкой городской начальной женской школой. Из пятнадцати подобных школ Пятницкая стала лучшей.
Павел Михайлович был одним из попечителей Арнольдовского училища для глухонемых. В ответ на разговоры о своем богатстве он писал В.В. Стасову в 1879 году: "Я не располагаю такими средствами, какие некоторым могут казаться. Я не концессионер, не подрядчик, имею на своем попечении школу глухонемых [...]". В течение нескольких десятилетий он проявлял к училищу действенное внимание. Третьяковы, посещая эти учебные заведения, в воспитательных целях брали с собой дочерей, а всех учащихся знали по именам.
Павел Михайлович, сам купец в четвертом поколении, желал, чтобы его дочери вышли замуж только за купцов. Вере, полюбившей талантливого пианиста Александра Зилоти, двоюродного брата композитора С.В. Рахманинова, пришлось многое пережить, прежде чем отец дал разрешение на их брак, который состоялся в феврале 1887 года. Мужем Александры стал врач и коллекционер Сергей Боткин. Его брат Александр, доктор, затем гидрограф, исследователь Севера, женился на Маше. В мае 1894 года Люба вышла замуж за художника Николая Гриценко. Овдовев в 1900 году, вторым браком Любовь Павловна была замужем за знаменитым Львом Бакстом, живописцем и графиком, создателем костюмов и декораций к дягилевским спектаклям в Париже. Павлу Михайловичу достало широты взглядов, чтобы оценить по достоинству всех этих молодых людей.
Может создаться впечатление о жизни легкой, счастливой, беззаботной. Свободно ли дома распоряжались деньгами и были ли миллионершами выросшие дочери? В 1893 году Павел Михайлович пишет очень большое серьезное письмо дочери Александре, в котором объясняет свое представление о родительском долге: "Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения. Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение". В том же письме были и такие слова: "Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь".
В декабре 1898 Павел Михайлович умер. И хотя Вера Николаевна была на 13 лет моложе мужа, она пережила его только на 3 месяца.
(25.10.05)
Гостиница Балчуг Кемпински расположена в самом центре столицы, на берегу Москвы-реки. Совсем недалеко от гостиницы находятся такие исторические достопримечательности и памятники культуры как Красная площадь, Кремль, собор Василия Блаженного, а также самый известный магазин Москвы - ГУМ.
Пятизвездочный отель Балчуг Кемпински начинает свою историю с 1898 г., когда на месте нынешнего отеля "Балчуг Кемпински Москва" был построен доходный дом, где останавливались купцы и торговцы. С того времени сохранился только фасад здания, определивший современный облик гостиницы. С 1928 по 1932 год гостиница функционирует под названием "Новомосковская", а после реконструкции получает новое название "Бухарест", под которым принимает гостей вплоть до 1989 г., когда немецкая группа "Кемпински" приступила к реконструкции гостиницы. К 1992 г. отель Балчуг Кемпински приобретает нынешний облик и становится одним из центров деловой жизни Москвы.
Сейчас гостиница Балчуг Кемпински предлагает гостям 232 роскошных номера, включая 30 апартаментов. Интерьеры отеля разработаны лучшими европейскими дизайнерами.
Со дня открытия гостиницы Балчуг Кемпински в Москве, в банкетных и конференц-залах гостиницы проводятся самые разные общественные и культурные мероприятия. Каждый зал и салон имеет свое неповторимое интерьерное решение и оснащен современным оборудованием.
(25.10.05)
Екатерининский парк расположен между улицей Советской Армии, Олимпийским проспектом. Трифоновской улицей и Суворовской площадью. Он включает в себя памятник садово-паркового искусства "Екатерининский Парк"и прилегающие к нему территории.
Исторически территория долгое время не имела застройки, здесь протекала река Напрудная, приток Неглинной. Вдоль ее русла располагалось несколько прудов, из которых сохранился только нижний, расположенный в парке. Освоение местности началось еще в XV веке, когда в верхнем течении р. Напрудной возникло царское село, где в 1492 г. была возведена церковь Трифона. В XIV в. в район реки Напрудной переносится Кресто-Воздвиженский монастырь. В 1630-х плах члееь была построена каменная церковь Иоанна Воина. Большую часть территории в этот период занимали рощи, луга и пасбища
С конца 1860 гг. Екатерининский институт начал сдавать в аренду расположенные севернее пруда бывшие огородные земли. К концу 1880-х гг. к северо-востоку от владения института образовалась система мелких участков. Для подьезда к ним прокладываются новые улицы: Большая и Малая Екатерининские. Еще один участок в границах владения в 1888 г. взял в аренду почетный гражданин, коммерции советник, Александр Иммер, и создал опытно-семенную станцию и растительный питомник, с оранжереями и парниками.
В начале XX в. застройка возникла в районе Трифоновского переулка в непосредственной близости от реки Напрудной, которая в 1920-30 гт^. заключается в трубу, после чего участок начал постепенно обстраиваться деревянными жилыми домами. В 30-х гг. сносится церковь Иоанна Воина, и в границах церковного владения возводятся семиэтажные корпуса гостиницы ЦДКА.
В 1935-41 гг. на Екатерининской площади был построен Театр Красной Армии. В 1979 г. через территорию парка прокладывается Олимпийский проспект, полностью нарушивший историческую структуру района. Вся старая застройка была разобрана.
В 1970-80 гг. на прилегающих к парку территориях началось строительство. Возводятся спорткомплекс "Олимпийский", отель Пента, осуществлена многоэтажная жилая застройка. С северо-запада прокладывается ул. Советской Армии. На территории парка (Зеленого луча) построены Музей Вооруженных Сил и студия военных художников им. Грекова.
(25.10.05)
Случайность как формообразующий элемент немыслима ни в одном из классических искусств, это специфическое свойство фотографии и только фотографии. Но не следует стыдиться случайности, нужно заставить ее работать.