Мемориальный комплекс, расположившийся на 135 гектарах, включает в себя Центральный музей Великой Отечественной войны, монумент Победы и три храма трех конфессий, построенные в память о погибших на войне. Храм св. Георгия Победоносца был построен в 1995 году, Мемориальная мечеть возведена в 1997 году, а Мемориальная синагога - в 1998 году.
Центральный музей Великой Отечественной войны находится на круглой площади Победителей, к которой от Кутузовского проспекта ведет центральная аллея парка Победы. В музее, учрежденном в 1986 году, хранится около 50 тысяч экспонатов по военной истории. В специальных витринах расположены Книги Памяти - 385 томов, в которые вписаны имена людей, павших на войне. В музее, среди прочих экспонатов, хранится Знамя Победы - красное знамя, водружённое 30 апреля 1945 года над зданием рейхстага в Берлине. Рядом с музеем развернута постоянная выставка военной техники.
Посреди площади Победителей стоит обелиск высотой 141,8 метров. Он символизирует 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. На стометровой отметке закреплена бронзовая фигура богини Победы - Ники. У подножия обелиска, на гранитном подиуме, установлена статуя святого Георгия Победоносца, который копьем поражает змея - символ зла. Обе скульптуры были выполнены З. Церетели.
В 2003 году на территории Мемориала была открыта часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах, которые погибли в Великой Отечественной войне. (26.09.05)
Поклонная гора - пологий холм на западе Москвы, между реками Сетунь и Филька. Когда-то Поклонная гора находилась далеко за пределами Москвы, а с ее вершины открывалась панорама города. Путешественники часто останавливались здесь, чтобы взглянуть на Москву и поклониться ей - отсюда произошло и название горы.
Впервые Поклонная гора упоминается в документах 16 века. В то время ее называли немного иначе - Поклонная гора на Смоленской дороге. Именно на Поклонной горе Наполеон в 1812 году тщетно дожидался ключей от Москвы, через нее же в годы Великой Отечественной войны шли на фронт солдаты защищать Родину.
Первый проект мемориала Победы на Поклонной горе был предложен еще в 1942 году, но тогда осуществить его было, конечно, невозможно.
Памятный знак с надписью "Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" был установлен на Поклонной горе 23 февраля 1958 года. Вокруг знака был заложен парк Победы.
Проектирование и строительство мемориального комплекса на Поклонной горе затянулось на много лет. Его торжественное открытие, приуроченное к 50-летию победы над фашизмом, состоялось 9 мая в 1995 года. (26.09.05)
25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
Автором первого проекта храма был архитектор Александр Витберг. Согласно его плану, местом возведения храма Христа Спасителя должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году, однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь: горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, и вовсе нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. Вместо него в 1832 году архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон.
Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой.
На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи.
В плане собор представлял собой равноконечный крест. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек.
Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. На стены галереи были вмонтированы мраморные доски, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.
Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие монахини. Величественный храм вызывал раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года.
На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва".
Бассейн "Москва" просуществовал 30 лет. В конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя, а в июле 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин издал указ о создании Фонда возрождения Москвы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя. Благодаря невероятно стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью воссозданный храм был освящен. (26.09.05)
Московский Кремль, замечательный памятник истории и архитектуры, давно уже стал символом не только Москвы, но и всей России. Неповторимый и величавый ансамбль Кремля возвышается в самом центре столицы, на Боровицком холме.
Cловом "кремль" (а также "детинец", "кремник", "кром") называли в Древней Руси центральную, укрепленную часть города. Московский Кремль, который в начале был деревянным, впервые упоминается в летописи 1156 года как "крепость Москва". В то время он занимал только юго-западную часть холма. В 1326-1327 годах на самой высокой точке Боровицкого холма был построен Успенский собор - первый каменный собор в Кремле. А в 1366-1368 годах при князе Дмитрии Донском был возведен и первый каменный Кремль.
С возвышением Москвы и укреплением Московского княжества росло и значение Кремля. Из обычного укрепленного центра города он стал резиденцией великого князя московского и митрополита.
Большое каменное строительство в Кремле развернулось при Иване III, который первым из московских князей стал великим князем "всея Руси". По указу Ивана III в Москву были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии.
В 1475-1479 годах по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти был построен новый Успенский собор. В 1505-1508 годах напротив Успенского собора другой итальянский архитектор - Алевиз Новый возвел собор Архангела Михаила (Архангельский собор). На западной стороне Соборной площади был построен дворец Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую палату и Большую Грановитую палату. До наших дней из этих зданий сохранилась только Грановитая палата - парадный тронный зал Ивана III, возведенный Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 годах.
В 1485-1495 годах итальянскими мастерами были возведены новые, зубчатыестены и башни Кремля. А в 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин построил колокольню Ивана Великого - и тем самым завершилось создание ансамбля Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, эта площадь стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов.
В 1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV Грозный официально принял титул царя. Именно с этого времени Кремль стал резиденцией российских царей. В память о завоевании Иваном Грозным Казанского ханства в 1555-1561 годах был возведен собор Покрова Богоматери, более известный как храм Василия Блаженного. Храм построили вне стен Кремля, недалеко от Спасских ворот, где уже начал складываться новый общественный центр Москвы - Красная площадь.
Польская интервенция 1605-1612 годов нанесла архитектурному комплексу Кремля значительный ущерб. Кремлевские храмы были ограблены и осквернены, значительно пострадала царская сокровищница, а все деревянные постройки разобраны на дрова и сожжены. С воцарением династии Романовых Кремль был возрожден и к концу 17 века достиг своего расцвета. Самобытная красота кремлевского ансамбля вызывала у современников образное сравнение с "градом Иерусалимом".
18 век начался для Кремля страшным пожаром. По приказу Петра I в выгоревшей части между Троицкой и Собакиной башнями начали строить Арсенал. Строительство завершили в 1736 году при императрице Анне Иоанновне. Перед зданием Арсенала была установлена Царь-пушка, отлитая в 1586 году мастером Андреем Чоховым. Это самое большое по калибру орудие в мире. В 1735 году для нее отлили чугунный лафет и ядра. В наши дни Царь-пушка размещается на специальном каменном постаменте близ собора Двенадцати Апостолов в Кремле.
Еще одна гигантская достопримечательность Кремля - Царь-колокол, отлитый по указу Анны Иоанновны в 1733-1735 годах русскими мастерами И. и М. Маториными. Во время пожара 1737 года от Царь-колокола откололся кусок весом около 700 пудов. До 1836 года колокол находился в литейной яме, а затем был поднят на постамент, сооружённый по проекту архитектора О. Монферрана. В наши дни Царь-колокол размещен у подножия колокольни Ивана Великого.
В 18 веке древний Кремль, не отвечавший вкусам и запросам нового времени, стал менять свой патриархальный облик. Так, на месте Государева двора, построенного в 15 веке, в 1749-1753 годах архитектор Ф.-Б. Растрелли возвел в стиле барокко новый каменный Зимний дворец, который выходил одним фасадом к Соборной площади, а другим - к Москве-реке. В 1776-1787 годах между Арсеналом и Вознесенским и Чудовым монастырями было построено здание Сената по проекту архитектора М. Казакова.
В 1810 году по указу Александра I в Кремле было построено здание музея, получившего название Московской Оружейной палаты. Строительство велось по проекту архитектора А. Еготова. Фасад музея украсили барельефы на темы отечественной истории, а аттик был увенчан статуями выдающихся российских просветителей. Открытию музея помешала Отечественная война 1812 года. Москва, захваченная французами, была разграблена и сожжена, тяжело пострадал и Кремль. После окончания войны взорванные стены и башни Кремля, Арсенал, Успенская звонница и Филаретова пристройка колокольни Ивана Великого были бережно восстановлены. В 1814 году Оружейная палата была открыта для посетителей.
В 1838-1851 годах по указу императора Николая I в Кремле был возведен новый дворцовый комплекс в "национальном русском" стиле. В него вошли Большой Кремлевский дворец, построенный на месте Зимнего дворца, здание Апартаментов и новое, более удобное и более торжественное здание Московской Оружейной палаты. Руководил строительством архитектор К. Тон. Новые здания образовали ансамбль площади, которая получила название Дворцовой, или Императорской.
В конце 19-начале 20 века Кремль все больше воспринимался современниками как памятник истории и культуры России. Существовал даже проект, который предполагал в итоге превратить весь комплекс Кремля в огромный музей, но осуществлению этих замыслов помешала Октябрьская революция.
В марте 1918 года первое Советское правительство переехало в Москву и разместилось в Кремле. Кремль был закрыт для свободного посещения. В 1929 году на территории Кремля были снесены древние монастыри - Чудов и Вознесенский. На их месте построили Военную школу. В 1935 году были сняты двуглавые орлы, находившиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях, а в 1937 году на этих четырех башнях и Водовзводной башне были установлены рубиновые светящиеся звезды размером от 3 до 3,75 м.
С 1955 года Кремль снова стал доступен для осмотра. В 1961 году у Троицких ворот, на месте первого здания Оружейной палаты, был возведен Дворец съездов (ныне - Государственный Кремлевский дворец). Это была последняя крупная постройка в Кремле.
В 1970-1980-х годах в Московском Кремле были проведены уникальные по масштабу ремонтно-реставрационные работы, а в 1990 году Кремль был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В 1991 году был создан Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", в состав которого вошли Оружейная палата, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Музей прикладного искусства и быта России 17 века, архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого. (26.09.05)
Во время Отечественной войны 1812 года в Новодевичьем монастыре стояли французские войска. При отступлении французов монастырь был подготовлен к взрыву. Только находчивость монахинь, которые подоспели вовремя и затушили фитили, спасла монастырские здания от разрушения.
С конца 18 века и до 1868 года Новодевичий монастырь использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осужденных Земским судом за неверие.
Судьба Новодевичьего монастыря сильно изменилась в начале 20 века. В 1922 году монастырь закрыли, устроив здесь музей, который позже стал филиалом Государственного Исторического музея. Тем не менее с 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. А в 1994 году здесь снова был учрежден женский монастырь. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.
Еще в 16 веке на территории Новодевичьего монастыря было устроено кладбище, на котором хоронили представителей церковной и светской знати. В 19 веке на территории монастыря были похоронены герои Отечественной войны 1812 года, среди которых был гусар и поэт Денис Давыдов, декабристы С. Трубецкой и М. Муравьев-Апостол, а также известные деятели культуры, в том числе историк С. Соловьев и философ В. Соловьев.
Новодевичий монастырь, включенный ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия, считается одним из старейших и красивейших монастырей России.
10 августа 2004 года Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет. (26.09.05)
Новодевичий женский монастырь расположен на юго-западе Москвы, в излучине Москвы-реки. Ансамбль Новодевичьего монастыря - выдающийся памятник архитектуры 16-17 веков.
Самое примечательное здание в ансамбле Новодевичьего монастыря - Смоленский собор или собор иконы Смоленской Богоматери, построенный одновременно с основанием монастыря. Это монументальный пятиглавый храм с росписями 16 и 17 веков, с пятиярусным резным иконостасом и редкими иконами 17 века. Трапезная с церковью Успения, колокольни, надвратные церкви монастыря, примыкающие к ним Мариинские и Лопухинские палаты - великолепные образцы московского барокко.
Монастырь был основан царем Василием III в 1524 году - в память о возвращении в состав русских земель города Смоленска. Отсюда и второе название монастыря - Богородице-смоленский.
В 16-17 веках Новодевичий монастырь стал местом пострижения женщин из царской семьи. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Сюда же после смерти царя Федора Ивановича удалилась его вдова Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, будущим царем Борисом. В Новодевичьем монастыре окончила свои дни сестра Петра I, царевна Софья, насильственно принявшая постриг. Первая жена императора Евдокия Лопухина также была заточена в монастырь.
Новодевичий монастырь неизменно пользовался покровительством русских самодержцев, владел обширными земельными угодьями. Монахини монастыря были, как правило, из высших слоев знати. В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии и приют для подкидышей-девочек. (26.09.05)
Усадьба Кусково - уникальный памятник художественной культуры XVIII в. - расположена в Москве. Роскошная летняя резиденция графов Шереметевых, устроенная с "бесчисленным множеством отрад и приятностей", предназначалась для пышных приемов гостей, многолюдных театрализованных празднеств и гуляний. До наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, среди которых Дворец, Грот, Большая Каменная Оранжерея, старинная церковь и др. Достопримечательностью усадьбы является прекрасно сохранившийся до наших дней французский регулярный парк с мраморной скульптурой, прудами и оригинальными павильонами.
Центром ансамбля является Дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров, состоящее из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства; уникальная коллекция живописи XVIII века, дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы - Шереметевых.
В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея, а с 1938 г. была объединена с музеем керамики, единственным в России. Сегодня это один из крупнейших в мире обладателей специализированной коллекции керамики истекла различных стран от античности до современности. В его фондах сосредоточено свыше 30000 произведений русского и зарубежного искусства: замечательные образцы итальянской майолики, венецианского, английского и русского стекла, мейсенского, севрского и восточного фарфора. Особой гордостью музея являются уникальные коллекции русского фарфора российских мануфактур, начиная с XVIII века.
Ежегодно в музее организуются 3-4 стационарные фондовые выставки. Возрождаются старинные традиции гостеприимства усадьбы, музей располагает прекрасными возможностями для организации и проведения театрально-зрелищных программ, приемов и гуляний. В летнее время в танцевальном зале Дворца проводятся концерты и музыкальные фестивали с участием русских и зарубежных исполнителей.
Великолепие архитектурных памятников, подлинных интерьеров, парка и уникальной коллекции керамики и стекла позволит посетителям получить незабываемые впечатления, погрузиться в мир старинной русской усадьбы
(21.09.05)
Собор Вознесения в Коломенском – один из самых древних и значительных памятников архитектуры XVI в., сохранившихся на территории летней резиденции московских царей. Построен в 1532 г. при Василии III. Согласно преданию - в честь рождения наследника, будущего царя Ивана Грозного (возможно, по проекту итальянского архитектора Петрока Малого, строившего в Москве стены Китай-города). Собор Вознесения в Коломенском, один из первых каменных шатровых храмов на Руси, ознаменовал новый этап развития русской архитектуры – отказ от традиций византийской крестово-купольной архитектуры. В нем гармонично сочетаются национальные строительные традиции и достижения западноевропейских мастеров. Внутреннее пространство собора предельно компактно (8,5х8,5 м), но в сочетании с большой высотой создает выразительный и динамичный образ. Древний иконостас и росписи не сохранились. От XVI в. остались часть «царского места» и фрагменты резьбы царского трона. В 1917 г. в храме Вознесения была обретена чудотворная икона Богоматери «Державная». Здание неоднократно перестраивалось и подновлялось, но в основных чертах сохранилось до наших дней. В процессе реставрации были выявлены и восстановлены в первоначальном виде отдельные детали. Собор Вознесения входит в состав архитектурных памятников Государственного музея-заповедника «Коломенское» (02.09.05)
СВЯТЫНИ ХРАМА:
Чудотворная Казанская икона Божией Матери.
Мощи свт. Алексия, митр. Московского.
Чудотворный образ святителя Николая.
Чтимый образ Божией Матери "Взыскание погибших".
ИСТОРИЯ: Село Елох с храмом было известно с 14-15 в. Нынешнее здание собора было построено в 1835-1845 г. (арх. Е. Тюрин). Храм не закрывался. В середине 1930-х г. после разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего патриаршим собором, в Елоховский храм была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии патриарха. В 1944 г. он был погребен в Никольском приделе собора.
ДУХОВЕНСТВО: Настоятель - протопресвитер Матфей Стаднюк, прот. Николай Воробьев, прот. Геннадий Сибирев, прот. Николай Степанюк, прот. Александр Аржаев, прот. Зотик Якимчук, иерей Борис Обрембальский.
БОГОСЛУЖЕНИЕ: ежедн.. Литургия в 8 ч., вечерня и утреня в 17 ч., по средам - с акафистом святителю Николаю, по четв. - с акафистом иконе Божией матери "Взыскание погибших", по пятн. - с акафистом Казанской иконе Божией матери, по воскр. - с акафистом святителю Алексию, по воскр. и праздн. - Литургия в 6.30 и 9.30, накануне всенощное бдение в 17 ч..
АДРЕС: ул. Елоховская, 15
Метро: Бауманская
Проезд: М. "Бауманская", тролл. 22, 25, авт. 40, 152
Телефон: 267-75-91
(02.09.05)
СПРАВКА:
Московский Кремль - символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства. Он расположен в центре столицы на высоком холме над Москвой-рекой.
Ансамбль Московского Кремля складывался на протяжении многих столетий. И сегодня он включает памятники архитектуры XIV-XX столетий. Прежде всего это сама крепость, мощные стены и башни которой определяют панораму древней части Москвы, а на территории Кремля - златоверхие храмы, древние терема и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц Кремля.
В 1990-х годах архитектурный ансамбль Московского Кремля, его сокровища, Красная площадь и Александровский сад были включены в Список особо ценных объектов России, а затем в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Располагавшиеся на территории Кремля музеи были преобразованы в Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”.
Уникальный музейный комплекс Московского Кремля включает Оружейную палату, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого, коллекции артиллерийских орудий и колоколов.
(02.09.05)
В центре Кремля возвышается величественная, многоярусная, златоглавая башня, известная под названием Иван Великий.
Колокольня Ивана Великого построена в 1505 - 1508 годах, а ее верхний ярус надстроен в 1600 году. Об этом свидетельствует надпись под куполом, сделанная золочеными буквами: "...повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича... и сына его... князя Федора Борисовича «...храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 года (1600)». В свое время колокольня Ивана Великого была сторожевой, сигнальной башней. С нее хорошо обозревались окрестности на 25 - 30 километров. Когда замечали приближение противника к Москве, начинали звонить во всполошные кремлевские колокола, и народ собирался на защиту родной земли. В 1532 - 1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне Ивана Великого звонницу, а в XVII веке с северной стороны была сооружена так называемая Филаретовская пристройка. На звоннице находятся колокола, представляющие интерес как образцы русского литейного искусства. В центральном проеме висит Успенский колокол весом около 70 тонн. I В 1812 году, при отступлении армии Наполеона из Москвы, звонница и пристройка были взорваны. Их восстановили в 1819 году по проекту архитектора Д. И. Жилярди. Столп Ивана Великого дал трещину, но устоял. Это свидетельствует об исключительной прочности столпа и высоком мастерстве его строителей. В 1955 году металлические конструкции куполов колокольни Ивана Великого и звонницы реставрированы, поверхность куполов и надпись позолочены. С северо-восточной стороны Успенского собора находится патриарший дворец и церковь «Двенадцати апостолов», построенные Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым в 1635 - 1656 годах. В 1922 году с северной стороны церкви «Двенадцати апостолов» была открыта заделанная кирпичом паперть с белокаменной резной колонной. Летом 1955 года во время реставрации Соборной площади были восстановлены проездные арки, расположенные под церковью, теперь отсюда открывается вид на патриарший двор. (02.09.05)
ШЕРШЕНЬ - род жалящих насекомых отряда перепончатокрылых. Длина до 40 мм. Ок. 20 видов, распространены широко; в России несколько видов. Питаются насекомыми, в т. ч. домашними пчелами. Укол жала шершня для человека болезнен.
(31.08.05)
СПРАВКА:
ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924), российский политический деятель. Родился в семье инспектора народных училищ, ставшего потомственным дворянином. Старший брат Ленина казнен (1887) за участие в покушении на царя Александра III. В 1887 Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета; в декабре исключен из университета и выслан за участие в студенческом движении. В 1891 сдал экзамены за юридический факультет при Санкт-Петербургском университете; помощник присяжного поверенного в Самаре. В 1893 переехал в Санкт-Петербург. В 1895 Ленин участвовал в создании Петербургском "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", затем арестован. В 1897 выслан на 3 года в с. Шушенское Енисейской губ. В 1900 выехал за границу; вместе с Г. В. Плехановым и др. начал издание газеты "Искра". На 2-м съезде РСДРП (1903) Ленин возглавил партию большевиков. С 1905 в Санкт-Петербурге; с декабря 1907 в эмиграции. В апреле 1917, приехав в Петроград, Ленин выдвинул курс на победу социалистической революции. После Июльского кризиса 1917 на нелегальном положении. Возглавил руководство Октябрьским восстанием в Петрограде. На 2-м Всероссийском съезде Советов избран Председателем Совета народных комиссаров (СНК), Совета рабочей и крестьянской обороны (с 1919-СТО); член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР. С марта 1918 в Москве. Сыграл решающую роль в заключении Брестского мира. 30 августа при покушении на его жизнь был тяжело ранен. Ленин одобрил создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, широко и бесконтрольно применявшей методы насилия и репрессий; ликвидации оппозиционных партий, в т. ч. социалистических, что привело к возникновению однопартийной системы, оппозиционных органов печати; высылку из страны видных представителей интеллигенции, не согласных с политикой новой власти; репрессии по отношению к духовенству. В 1922 Ленин тяжело заболел и с декабря не участвовал в политической деятельности.
Ленин рано стал приверженцем идей К. Маркса и Ф. Энгельса и стремился применить их к решению проблем общественного развития России. Прийдя к выводу о вступлении России на путь капитализма, Ленин обосновал необходимость буржуазно-демократической революции и ее перерастания в социалистическую революцию. Важнейшим средством революционной борьбы Ленин считал создание партии профессиональных революционеров, "партии нового типа", в отличие от парламентских социал-демократических партий. Занимая крайне левый фланг в европейском социал-демократическом движении, отвергая концепции Э. Бернштейна, К. Каутского и др. как реформистские и ревизионистские, Ленин пришел к выводу, что капитализм вступил в последнюю стадию своего развития империализм и передовые страны Европы созрели для мировой социалистической революции. Резко критикуя принципы парламентской демократии и разделения властей, Ленин отстаивал курс на установление диктатуры пролетариата как орудия построения социализма и коммунизма. Ленин считал, что Россия должна начать мировую социалистическую революцию. Острый кризис в стране после Октябрьского переворота и гражданской войны, не оправдавшиеся надежды на революцию в европейских странах привели Ленина к признанию ошибочности политики "военного коммунизма" и необходимости перехода к новой экономической политике. После смерти Ленина в СССР была канонизирована сталинская интерпретация ленинизма; с сер. 80-х гг. в анализе идей и деятельности Ленина, оказавших значительное влияние на ход истории в 20 в., существует широкий спектр оценок от позитивных до резко критических.
Основные труды: "Что такое "друзья народа и как они воюют против социал-демократов? (1894); "Развитие капитализма в России" (1899); "Что делать? (1902); "Шаг вперед, два шага назад" (1904); "Материализм и эмпириокритицизм" (1909); "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916); "Государство и революция" (1917); "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920); "Странички из дневника", "О кооперации", "О нашей революции", "Письмо к съезду".
(31.08.05)
ДОВЕСОК:
Центральный музей ВОВ 1941-1945 гг. и Парк Победы составляют уникальный градостроительный ансамбль, куда входят главный монумент - 142,5-метровый штык с бронзовыми барельефами и богиней Победы Никой, храм Святого Великомученика Георгия Победоносца, Мемориальная мечеть и Мемориальная синагога памяти евреев, погибших в ВОВ 1941-1945 гг. (31.08.05)
СПРАВКА:
В честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 9 мая 1995 г. в Москве на Поклонной горе в Парке Победы открыт Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ставший центром Мемориального комплекса Победы.
Музей состоит из военно-исторической экспозиции, запечатлевшей хронику военного лихолетья, и художественной. Особенность экспозиции - аудиовизуальные комплексы (6 видеостен), демонстрирующие подлинную кинохронику военных лет, редкие фото, картографические и архивные материалы. Музей оборудован автоматизированной системой поиска сведений о павших в годы Великой Отечественной войны.
Музейная экспозиция также продолжается в Парке Победы, где расположена выставка военной техники и инженерно-фортификационных сооружений Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Масштабность охвата исторического периода, многоплановость и техническая оснащенность экспозиции, разнообразие коллекций, богатая научная библиотека позволяют музею занять особое место среди подобных ему военно-исторических музейных центров России. (31.08.05)
Плоскость изображения дает разноплановым элементам новую, невиданную свободу взаимодействия, несмотря на большую разницу в удаленности их от глаза в реальном пространстве. Это явление можно назвать основным феноменом плоского изображения, ибо оно имеет место для любого изображения на плоскости, рукотворного или фотографического.