02.09.05 12:51:10 В центре Кремля возвышается величественная, многоярусная, златоглавая башня, известная под названием Иван Великий.
Колокольня Ивана Великого построена в 1505 - 1508 годах, а ее верхний ярус надстроен в 1600 году. Об этом свидетельствует надпись под куполом, сделанная золочеными буквами: "...повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича... и сына его... князя Федора Борисовича «...храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 года (1600)». В свое время колокольня Ивана Великого была сторожевой, сигнальной башней. С нее хорошо обозревались окрестности на 25 - 30 километров. Когда замечали приближение противника к Москве, начинали звонить во всполошные кремлевские колокола, и народ собирался на защиту родной земли. В 1532 - 1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне Ивана Великого звонницу, а в XVII веке с северной стороны была сооружена так называемая Филаретовская пристройка. На звоннице находятся колокола, представляющие интерес как образцы русского литейного искусства. В центральном проеме висит Успенский колокол весом около 70 тонн. I В 1812 году, при отступлении армии Наполеона из Москвы, звонница и пристройка были взорваны. Их восстановили в 1819 году по проекту архитектора Д. И. Жилярди. Столп Ивана Великого дал трещину, но устоял. Это свидетельствует об исключительной прочности столпа и высоком мастерстве его строителей. В 1955 году металлические конструкции куполов колокольни Ивана Великого и звонницы реставрированы, поверхность куполов и надпись позолочены. С северо-восточной стороны Успенского собора находится патриарший дворец и церковь «Двенадцати апостолов», построенные Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым в 1635 - 1656 годах. В 1922 году с северной стороны церкви «Двенадцати апостолов» была открыта заделанная кирпичом паперть с белокаменной резной колонной. Летом 1955 года во время реставрации Соборной площади были восстановлены проездные арки, расположенные под церковью, теперь отсюда открывается вид на патриарший двор.
Можно утверждать, что фотографическому способу изображения присуща композиционность. Рамка видоискателя, рамка кадра на пленке, прямоугольный обрез бумаги как рамка — всё это границы той части реальности, которая на фотографии изображена. Включая в кадр определенные объекты и отвергая другие, определяя отношения между выбранными объектами, фотограф строит не что иное, как композицию, которая выражала бы нужный ему смысл. Рамка кадра — это граница, разделяющая важное и неважное, существенное для смысла и несущественное.