ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА /
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
FOUNDATION TICHY OCEAN
представляют выставку
МИРОСЛАВ ТИХИЙ. ХУДОЖНИК С ПЛОХОЙ КАМЕРОЙ
в рамках международного фестиваля «ФОТОБИЕННАЛЕ 2012»
Открытие состоится 22 февраля в 19:00
в Мультимедиа Арт Музее, Москва
по адресу: Ул. Остоженка, 16
Выставка будет проходить с 23 февраля по 1 апреля.
Впервые в Москве будут показаны работы всемирно известного чешского фотографа Мирослава Тихого, судьба которого стала одной из главных легенд в истории искусства ХХ века. Около 150 фотографий на оригинальных бумажных подложках будут сопровождаться видеоматериалом и жизни и творчестве знаменитого «пророка распада и пионера хаоса».
Мирослав Тихий родился в 1926 году в маленьком моравском селе и еще в детстве начал рисовать. В 1946 году он был зачислен на курс живописи в Пражскую Академию Искусств, где быстро стал одним из самых успешных рисовальщиков. Однако через 2 года в Чехословакии случился политический переворот, и в академии начались гонения на профессоров и студентов, не придерживавшихся коммунистических взглядов. Тихий перестал посещать занятия, был отчислен и отправлен на военную службу в Словакию. По возвращении с военной службы Тихий продолжил заниматься живописью и стал одним из «Пятерки из Брно» (вместе с В.Васичеком, Б.Маталем, Р.Фремундом и И.Вацульковой). Эти пять художников осмелились противостоять официальной доктрине социалистического реализма в пользу модернистских и экспрессионистских идеалов.
К середине 1950-х постоянное давление режима на культурную жизнь и слишком пристальное внимание чиновников от культуры (а также полиции) к работе Тихого привели к серьезному психическому расстройству, мании преследования и творческому бессилию. Много раз он выбрасывал и уничтожал картины, в 1960-х перестал заботиться о своей внешности, окончательно потерял интерес к рисунку и живописи и начал заниматься фотографией.
Фотоаппараты Тихий конструировал из фанеры, картона, дренажных труб, катушек из-под ниток, детских телескопов и линз от старых очков, скреплял детали с помощью клея и собранного на улице асфальта. С такой камерой он украдкой фотографировал женщин – быстро, незаметно и с достаточно большого расстояния. Исследование женской натуры стало главным и единственным мотивом его творчества.
Тихий собственноручно обрамлял фотографии. Из бумажных пакетов, газет, книжных страниц, рисунков и картона он делал подложки, подходящие по цвету к снимкам. Потом художник приклеивал фотографию или вырезал рамку. После того, как снимок получал паспарту, он разрисовывал его красками или цветными карандашами.
Широкой публике работы Тихого открыл в конце 1990-е его давний друг Роман Буксбаум. Первая персональная выставка была организована куратором Харольдом Зееманом на Биеннале в Севилье в 2004 году, за ней последовала ретроспектива в Кунстхаусе Цюриха и премия «Открытие года» на фестивале «Фотографические встречи в Арле» в 2005, большая персональная выставка в Чехии и признание во всем мире.
Пресс-служба Мультимедиа Арт Музея, Москва:
тел.: 7 (495) 6371155, факс: 6371144
Юлия Короткова (jkorotkova@mdf.ru),
Екатерина Князева (knjazeva@mdf.ru)
Мария Мухина (mmukhina@mdf.ru)
Официальный пресс-агент ARTPR
тел: +7(905) 544 18 83
Анна Свергун (artpr@svergun.ru),
Наталия Грабарь (grabar82@mail.ru),
Наталия Воробьева (vorobiova71@gmail.com)
Можно смело утверждать, что если на фотографии, допустим, два главных из выделенных изобразительно десяти компонентов «хорошо» согласуются, то это уже очень хорошая фотография, а если три-четыре — просто композиционный шедевр.